Воскресенье, 19.05.2024, 19:15
Пространство Дзэн
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Корзина
Валюта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  •  
    Поиск
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вячеслав Языков на сервере Проза.ру

     

    ПЕРВЫЙ ПАТРИАРХ ШКОЛЫ ЧАНЬ-БУДДИЗМА

    Из всех школ китайского буддизма самой популярной стала школа дхьяны, т. е. созерцания (по-китайски - чань-буддизм, по-японски - дзэн-буддизм). У этой школы есть еще одно малоизвестное имя - школа "Сердца Будды", на санскрите буддха хридая, а по-китайски фосинъ цзун. Как явствует из названия, главное внимание в ней уделялось медитации, йоге, психотехнике.


    Истоки этой школы связаны с именем двадцать восьмого буддий­ского патриарха, индийского проповедника учения по имени Бодхидхарма, что значит «Закон просветления». По одной из легенд, он в VI в. прибыл в Китай, переплыв море в соломенной сандалии, поскольку владел чудесным искусством уменьшения веса тела; поз­же это искусство вошло в арсенал подготовки монахов-бойцов. Он явился сюда потому, что, по его мнению, буддизм здесь стали пони­мать неправильно и заменили истинную духовную работу механиче­ски-мертвящим ритуалом. В легендах говорится, что Бодхидхарма был сыном богатого индийского правителя, но оставил светскую жизнь, чтобы целиком посвятить себя распространению буддий­ского учения. В Китае его стали называть Путидамо, или просто Дамо, а в Японии — Дарума, но больше он был известен как «Боро­датый варвар»: китайские монахи тогда еще не носили бороды.

    Согласно хроникам, Бодхидхарма общался с царем по имени У (502-550 гг.), правителем государства Лян, большим поклонником буддизма, слывшим человеком ученым. Царь раздавал щедрые по­дарки монахам, покровительствовал монастырям, выделял деньги на сооружение пагод. Но все это он делал не бескорыстно, а рассчи­тывая тем самым улучшить свою карму и получить воздаяние в будущем. Правитель первым делом спросил Бодхидхарму, велики ли его, царя, заслуги и добродетели? Ответ проповедника ошело­мил царя: «Нет в этом никаких заслуг и добродетелей». Правитель искренне удивился и, перечислив свои благие дела, поинтересовал­ся, что же он за это получит? «А ничего!» — кратко ответил мудрец. На вопрос царя, а кто же стоит перед ним, Бодхидхарма ответил: «Не знаю!».

    Не найдя взаимопонимания в царстве Лян, Бодхидхарма от­правился в соседнее царство Вэй, переправившись через реку Янцзы на тоненьком тростниковом шесте, как утверждается в легенде. Совершая по дороге чудеса, он добрался до монастыря Шаолинь на горе Суншань, который имел тогда репутацию маги­ческого места. Монахи этого монастыря занимались главным об­разом тем, что читали сутры, заучивали их и механически повто­ряли, слепо веря в чужие слова и тем самым все больше отходя от истинного духа учения. Бодхидхарма же считал, что потенци­ально каждый является буддой и что стать им можно «здесь и сейчас», нужно лишь «прозреть сердце Будды», т. е. пробудить свое сознание. При этом не нужны никакие посредники, настав­ления, слова или письменные знаки. Свет истинного учения по­добен огню, которым зажигают светильник, передавая его от учи­теля к ученику.

    Однако монахи, как и правители, не поняли наставлений Бод-хидхармы, и тот удалился в пещеру, сел лицом к стене и провел в медитации девять лет. Однажды, погрузившись в глубокое созер­цание, он заснул, а проснувшись, рассердился на самого себя, выр­вал свои ресницы и бросил их на землю. Из них будто бы вырос первый чайный куст. С тех пор буддисты во время долгих медита­ций пьют чай, взбадривая себя. «Дух чань подобен вкусу чая», — утверждал Бодхидхарма. К этой легенде возводят и начало чайной церемонии, которая пришла из Китая в Японию в XII в. и стала неотъемлемой частью японской культуры.

    Ну а что же индийский проповедник, которого никто не мог понять в Китае? Девять лет «созерцания стены» сделали свое дело пропаганды лучше, чем любые другие аргументы. Монахи проник­лись уважением и к самому Бодхидхарме, и к его учению, и пове­рили в него. Но суровый наставник согласился взять в ученики лишь двоих — Даоюя и Хуэкэ, простого дровосека. Последний стал потом преемником чаньского учителя. По легенде, он отрубил себе правую руку и положил ее перед Бодхидхармой в знак своих ис­кренних намерений и неукротимой решимости постичь дух чань. Эта впечатляющая сцена позже часто использовалась для целей медитации в чаньских монастырях. В одном из буддийских тек­стов она описывается следующим образом: «Бодхидхарма сидел в дзадзэн, глядя на стену. Хуэкэ, который стоял в снегу, отрезал себе руку и произнес: "Сознание вашего ученика еще не успокоилось. Прошу вас, учитель, успокойте его". Бодхидхарма сказал: "Прине­си мне твое сознание, и я его успокою". Хуэкэ сказал: "Я искал сознание, но оно совершенно недостижимо". Бодхидхарма сказал: "Я полностью его в тебе успокоил"».

    Что же касается самого буддийского патриарха, то после девяти лет сидения его ноги отсохли и потеряли способность двигаться, так что он не смог подняться. Но с помощью особых упражнений он вернул им подвижность, а заодно показал на собственном при­мере, что необходимо сочетать сидячую медитацию с физически­ми упражнениями, что и делали позже его последователи. Такая медитация при максимальном сосредоточении, лишенном зримых образов, называлась по-китайски цзочань бигуаиъ, что значит «со­средоточенно сидеть, уставившись взглядом в стену». Позже на этой основе были разработаны различные психотехники: боевые искусства, комплексы кулачного боя, разные способы владения оружием и т. п. Бодхидхарма стал и первым мастером в этой сис­теме тренировки, которой монахи с тех пор стали активно зани­маться. Сам же буддийский патриарх, по одной из легендарных версий, нашел приют в Шаолиньском монастыре и в 534 г. умер. По другой версии, он шесть раз избежал смерти, когда враги пыта­лись его отравить. Есть и другие истории о Бодхидхарме, но нет никакого смысла искать в них зерна исторической достоверности. Как бы то ни было, и сейчас в монастыре Шаолинь, в кельях и в молельных залах, есть его изображения, а монахи с удовольствием показывают пещеру, где Бодхидхарма просидел девять лет в меди­тации.

    Так двадцать восьмой буддийский патриарх из Индии стал пер­вым патриархом школы чань-буддизма в Китае.





     

     

    Copyright MyCorp © 2024