Воскресенье, 19.05.2024, 19:05
Пространство Дзэн
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Корзина
Валюта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  •  
    Поиск
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вячеслав Языков на сервере Проза.ру

    Практика Дзэн

    Практика Дзэн - это не то, с чем могут компетентно иметь дело несведущие ученые с помощью простого познания или скрупулезности. Только те, у кого есть непосредственный опыт, могут обсуждать эту тему со всей авторитетностью. Поэтому, было бы глупо не последовать совету совершенных Мастеров, не поразмыслить над историями их жизней, в изобилии содержащими объяснения действительного опыта, полученного за время их борьбы в лоне Дзэн.


    Лекции и автобиографии Мастеров Дзэн прошлых веков оказались бесценными документами для учеников, и они приняты и почитаемы всеми искателями Дзэн на Востоке, как непогрешимые руководства и спутники в путешествии к Просветлению.
    Чань (Дзэн) был впервые введен в Китае индийским монахом Бодхидхармой (470-543) в первой половине VI века и был закреплен Шестым Патриархом Хуэй Нэном (638-713) примерно в начале VIII века. У Хуэй Нэна было несколько выдающихся учеников, двое из которых, Хуай Чжан (7-740) и Син Сы (?-775) были чрезвычайно влиятельны. У каждого из них было по одному выдающемуся ученику, а именно Ма Цзы (?-778) и Ши Toy (700-790), а они, в свою очередь, имели несколько замечательных учеников, которые основали прямо или косвенно пять главных школ Дзэн, существовавших в те времена,- Линь Ци, Цяо Дуна, И Яна, Юнь Мэня и Фа Еня. По прошествии времени все эти пять главных школ влились в школу Цяо Дун (по-японски "Сото") или Линь Ци (по-японски "Риндчай"), Таким образом, Линь Ци и Цяо Дун - единственные школы Дзэн-буддизма, существующие сегодня. После периода Хуэй Нэна Дзэн распространился почти во всех концах Китая и постепенно стал самой популярной школой буддизма в этой стране. Его широко приняли и практиковали и монахи, и миряне любого общественного положения. Усилиями Хуэй Нэна и его учеников постепенно возникли уникальные стили и традиции Дзэн.
    Первые 200 лет Дзэн дали Шесть Патриархов: Бодхидхарма - первый, Хуэй Нэн - шестой. В это время Дзэн сохранял свой простой и оригинальный индийский стиль без введения радикальных или причудливых элементов, которые обнаруживаются в более поздних периодах истории Дзэн. В этот ранний период Дзэн был неприукрашен, понятен, высказываем и сух. Из-за недостатка документов, касающихся занятий Дзэн в этот ранний период, мы не знаем с достаточной ясностью точного способа, которым он практиковался. Мы только можем с уверенностью сказать, что не было упражнений в коанах и спектаклей с криками, пинками или битьем, как сейчас. Однако, в эту эпоху произошло несколько событий. Во-первых, должно быть, передавались некоторые словесные наставления по последовательности от Бодхидхармы до Хуэй Нэна. Во-вторых, эти наставления, вероятно, были практическими и применимыми учениями, которые качественно отличались от непонятных упражнений типа коанов, характерных для более позднего времени. В-третьих, занятия Дзэн, скорее всего, следовали индийской традиции, во многом идентичной с учением Махамудры, которое было занесено из Индии в Тибет и широко практикуется в этой стране с IX века. В настоящее время школа Цяо Дун, вероятно, единственная, которая все еще сохраняет в своем учении некоторые индийские элементы и, вероятно, только из нее мы можем вынести информацию о первоначальных занятиях Дзэн. Однако существует большой недостаток документации о практических поучениях Мастеров Цяо Дун. Одна из причин - это традиция школы Цяо Дун, не позволяющая ее последователям записывать словесных поучений. Так время стерло все следы многих устных учений.

    В старину многие Мастера Дзэн из школы Цяо Дун учили своих учеников самым сокровенным образом. Широко использовалась фраза: "Войди в комнату Мастера и получи секретную информацию". Эта практика очень и очень широко использовалась последователями школы Линь Ци, особенно красноречивым Мастером Цзун Тао (1089-1163).
    В течение многих поколений Цяо Дун и Линь Ци являются двумя "соперничающими" школами Дзэн, и каждая в некоторой степени, предлагает различный подход к практике Дзэн. Из этих подходов каждый ученик может выбрать тот, который лучше всего ему подходит и больше всего ему помогает. Вопрос о превосходстве или предпочтительности простого, осязаемого, наглядного индийского подхода к Дзэн, отстаиваемого школой Цяо Дун, над смущающим, непонятным и эзотерическим китайским Чань довольно неоднозначен. Оба эти подхода имеют свои преимущества и недостатки. Если человек хочет обойти неясные и загадочные элементы Дзэн и попытается прямо понять простое и реальное учение, которое подлинно практично, подход Цяо Дун, вероятно, самый подходящий. Если человек хочет проникнуть глубже в сердце Дзэн и готов принять начальные тяготы и разочарования, подход секты Линь Ци, самой влиятельной и популярной школы сегодня в Китае и в Японии, вероятно, предпочтительнее. Лично я не думаю, что подход Цяо Дун плох, хотя на начальных стадиях он может и не дать такого глубокого и "свободного" понимания, как Линь Ци. Однако простой реальный подход Цяо Дуна может оказаться много лучше приспособленным к людям XX века. Основная причина в том, что упражнение коан - суть, если не единственная опора практики Линь Ци - слишком труден и чужд современному уму. Кроме того, занимаясь Дзэн посредством упражнений коанов постоянно полагаться на компетентного Мастера Дзэн от начала и до конца. Это также трудная задача. Кроме того, упражнения коанов стремятся создать постоянное напряжение ума, которое не освободит, а только усилит огромную умственную напряженность, которой многие страдают в этот атомный век. Тем не менее, если человек может получать постоянное руководство компетентного Мастера и жить в благоприятном окружении, метод коана может оказаться, в конце концов, лучшим- методом.


    Сегодня, когда говорят о занятиях Дзэн, люди немедленно думают о коане (или Хуа Toy), как будто нет другого способа практики. Ничто так не далеко от истины. Упражнение Хуа Toy не обрело популярности до позднего периода династии Сун в XI веке. От Бодхидхармы до Хуэй Нэна через Линь Ци и Тань Шаня - целый период, примерно, в 400 лет - нет никаких следов установившейся системы упражнений Хуа Toy. Выдающиеся Мастера Дзэн этого периода были великими "художниками", они были очень гибкими и разносторонними в своем учении и никогда не ограничивались какой-то одной системой. В основном благодаря красноречивому Мастеру Цун Тао (1089-1163), упражнение Хуа Toy стало самым популярным, если не единственным средством, которым ученики Дзэн занимались прошедшие восемь веков. Интересен вопрос, как до популяризации и стандартизации упражнения коан ученики занимались в старину? Как те великие личности - Хуэй Нэн, Ма Цзы, Хуан Бо и Линь Ци сами практиковали Дзэн? У нас достаточно причин полагать, что в старину оплотом медитационной техники был, вероятно, тип медитации "безмятежное отражение", который теперь можно найти в учении школы Цяо Дун. Теперь, что же конкретно представляют собой учения обеих школ, и чем же именно подход Цяо Дуна отличается 1 от Линь Ци? Для того, чтобы ответить на эти вопросы по возможности кратко, скажем, что подход Цяо Дуна к занятиям, это учить ученика наблюдению за собственным умом в спокойствии. Подход Линь Ци, с другой стороны, - заставить ум ученика работать над решением неразрешимой проблемы, известной как Коан или упражнение Хуа Toy. Первый можно считать открытым или экзотерическим, последний - сокровенным или эзотерическим. Если в начале хороший учитель может правильно направлять ученика, первый подход не слишком труден. Если можно получать "словесные поучения" от опытного Мастера Дзэн, он скоро научится, как "наблюдать ум в спокойствии", или, по выражению Дзэн, как заниматься медитацией "безмятежное отражение". В отличии от практики "безмятежного отражения" школы Цяо Дуна подход Линь Ци, с его упражнениями коанов,- полностью вне досягаемости начинающего. Его сознательно ввергают в абсолютную темноту, пока свет неожиданно не озарит его.
    Безмолвно и безмятежно он забывает все слова,
    Ясно и ярко То предстает перед нами.
    Когда он постигает его,
    Оно громадно и бескрайне,
    В его сущности это яркое осознание необыкновенно отражается,
    Это чистое отражение, полное чуда.
    Роса и луна, звезды, и потоки,
    Снег на соснах и облака, парящие
    На горных вершинах.
    Из темноты все становится ослепительно яркими,
    Из мрака все оборачивается к великолепному свету.
    Бесконечное чудо пронизывает эту безмятежность,
    В этом отражении все намеренные усилия исчезают.
    Безмятежность - конечное слово,
    Отражение - это реакция на все.
    Лишенная какого-либо усилия,

    Эта реакция естественна и самопроизвольна.
    Дисгармония возникает,
    Если в отражении нет безмятежности,
    Все станет напрасным и второстепенным,
    Если в безмятежности нет отражения
    Совершенна и полна.
    О, смотрите! Сто рек текут
    Низвергающими потоками
    К великому океану!
    Без некоторых пояснений и комментариев к этому стихотворению значение "безмятежного отражения" может оставаться загадочным -для многих читателей. Китайское слово "Мо" означает молчаливый или безмятежный, "Хао" (ehao) означает "отражать" или "наблюдать". "Мохао" (Mochao) можно, таким образом, перевести как "безмятежное отражение" или "безмятежное наблюдение". Но и "безмятежное" и "отражение" здесь имеют особые значения и не должны пониматься в общем смысле. Значение "безмятежного" много глубже, чем простое "спокойствие" или "покой", оно подразумевает трансцендентность под всеми словами и мыслями, обозначая состояние "вне" проникающего мира. Значение "отражения" подобным образом много глубже, чем его обычный смысл "созерцание проблемы или идеи". У него нет привкуса интеллектуальной активности или созерцательной мысли, но есть зеркально-прозрачное осознание, всегда светящееся и яркое в своем чистом самоощущении. Говоря еще более кратко, "безмятежный" означает спокойствие безмыслия (по-китайски: wu men), а "отражение" значит яркое и ясное осознание. Поэтому безмятежное отражение - это ясное осознание в спокойствии безмыслия. Вот, что имела в виду Алмазная Сутра говоря: "не останавливаясь ни на каком предмете, ум все же возникает". Большая проблема - как привести ум в такое состояние? Для этого нужно словесное поучение и особая тренировка под руководством Учителя. Надо сначала открыть "глаз мудрости" ученика, иначе он никогда не узнает, как привести свой ум в состояние безмятежного отражения. Если человек знает, как заниматься этой медитацией, он уже сделал кое-что в Дзэн. Непосвященные никогда не знают, как выполнять эту работу. Поэтому медитация безмятежного отражения секты Цяо Дуна не является обычным упражнением квиетизма или покоя. Это медитация Дзэн, Праджня-парамиты. Тщательное изучение вышеприведенного стихотворения покажет, что там безошибочно можно найти интуитивные и трансцендентные элементы Дзэн.
    Лучший способ научиться этой медитации - заниматься у компетентного Мастера Дзэн. Однако, если вы не можете найти такого учителя, вам следует попытаться работать через следующие "Десять Предложений": квинтэссенцию поучений по практике Дзэн, которую автор узнал с большим трудом. Он искренне надеется, что ее оценят, взлелеют и ею будут заниматься серьезные ученики Дзэн на Западе.
    Десять Советов по практике Дзэн:
    - смотрите внутрь на состояние вашего ума прежде, чем возникает какая-либо мысль;
    - когда мысль все же возникает, сразу же устраните ее и верните свой ум к работе;
    - старайтесь наблюдать за умом постоянно;
    - старайтесь помнить это "чувство наблюдения" в повседневных заботах;
    - старайтесь привести свой ум в состояние, как будто вы только что были шокированы;
    - медитируйте как можно чаще;
    - занимайтесь со своими друзьями по Дзэн бегом по кругу (как это описано во второй части в "Лекциях Мастера Су Юня");
    - посреди самой беспокойной деятельности остановитесь и на мгновение посмотрите на ум;
    - медитируйте короткими промежутками с широко открытыми глазами;
    - читайте и перечитывайте как можно чаще Сутры Праджня-парамиты, такие как Алмазная Сутра и Сутра Сердца, Праджня Восьми Тысяч Стихов, Махапраджня-парамита Сутра и т.д.
    Усердная работа над этими десятью советами должна дать возможность каждому уяснить себе, что значит "безмятежное отражение".

    Источник: http://ki-moscow.narod.ru/


     




    Copyright MyCorp © 2024