На пути совершенства нет других трудностей, Кроме
той, что надо отказаться от предпочтений. Только если ты свободен от ненависти и
любви, Путь открывает себя полностью и без утайки.
Достаточно различия в
волосок, Чтобы небо отделилось от земли; Если ты хочешь увидеть, как открывается
путь, Не держись за мысль о его существовании и не-существовании.
Противопоставлять то, что ты любишь, тому, чего не любишь, – Это болезнь
ума: Без поиска глубочайшего смысла Нарушается мир в уме и в результате ничего
не достигнешь.
Путь совершенен подобно бескрайнему пространству, В нём
отсутствуют желания и излишества: Только вследствии выбора Теряется из виду его
таковость.
Не привязывайся к внешнему, Не пребывай во внутренней
пустоте; Если ум спокойно пребывает в единстве вещей, Двойственность исчезает
сама собой.
Если единство понимается не в полной мере, Происходит
двойная утрата: Отказ от реальности может вести к её абсолютному отрицанию, А
поддержка пустоты может привести к внутренним противоречиям.
С такими
спутниками, как многословие и умствование, Можно только заблудиться; Стало быть,
если отбросить многословие и умствование, То не останется места, которое создаёт
препятствия движению.
Если возвращаешься к корням – обретаешь смысл;
Если преследуешь внешние объекты – теряешь разум. В момент, когда приходит
просветление, Мы выходим за пределы пустоты мира, который перед нами.
Изменения, происходящие в пустом мире, который перед нами,
Представляются реальными вследствии неведения: Старайтесь не искать истины,
Просто прекратите лелеять мнения.
Не живите в двойственности, Тщательно
избегайте ей следовать; Как только вы начинаете судить о правильном и ложном,
Происходит смятение, ваш ум теряется.
Два существуют благодаря одному,
Но не цепляйтесь даже за это одно; Когда единый ум не обеспокоен, Десять тысяч
вещей не представляют опасности.
Если они не представляют опасности, то
будто не существуют; Когда ум не обеспокоен, вроде бы нет и самого ума. Субъект
успокаивается, когда исчезает объект, Объект исчезает, когда субъект
успокаивается.
Объект является объектом для субъекта, Субъект является
субъектом для объекта: Знай, что их взаимная относительность Покоится
исключительно на единстве пустоты.
В единстве пустоты два есть одно, И
каждое из двух содержит в себе все десять тысяч вещей: Если не делается различия
между этим и тем, Откуда взяться односторонности и предрассудку?
Великий
Путь спокоен и дальновиден, Ничто не просто и ничто не тяжело: Мелкие взгляды
нерешительны, Чем более они спешат, тем сильнее опаздывают.
Цепляние
никогда не удерживается в изначальных пределах, Оно с уверенностью идёт по
ложному пути: Если идёшь свободно, вещи оказываются такими как они есть, Так как
сущность не уходит и не остаётся.
Чтобы соответствовать Пути, Быть
спокойным, простым и свободным от раздражения, слушайся природы вещей; Если же
твои мысли привязаны – ты не смотришь в сторону истины, Они тяжелеют и тупеют,
лишаясь глубины.
Если они поверхностны, душа беспокоится. Тогда какая
польза от того, чтобы быть пристрастным и односторонним? Если хочешь идти
дорогой единой колесницы, Не будь предвзятым в отношении шести чувственных
объектов.
Если ты не будешь предвзято настроен против шести чувственных
объектов, То, в свою очередь, отождествишься с просветлением; Мудрые
недеятельны, В то время как невежды имеют стремления.
Несмотря на то,
что в Дхарме отсутствует индивидуальность, Они в неведении привязываются к
обособленным объектам. Это рождает в их собственных умах иллюзии – Разве это не
величайшее из внутренних противоречий?
Неведение порождает
двоиственность покоя и движения, Просветлённый же не имеет симпатий и антипатий:
Все формы двойственности В неведении изобретаются самим умом.
Они
подобны видениям и небесным цветам: Зачем нам беспокоиться, чтобы их поймать?
Приобретение и потеря, правда и ложь – С ними следует покончить раз и навсегда!
Если глаз никогда не смыкается, Все сны прекращаются сами собой: Если ум сохраняет своё единство, Десять
тысяч вещей обладают единой таковостью.
Когда изведана глубокая тайна
единой таковости, Внешняя путаница внезапно забывается; Когда десять тысяч вещей
предстают в их единстве, Мы возвращаемся к истоку и остаёмся сами собой.
Забыв причину всех вещей, мы достигнем состояния, не имеющего аналогии:
Остановленное движение перестаёт быть движением, И покой, приведённый в
движение, перестаёт быть покоем. Когда более не остаётся места двойственности,
даже само единство меняет свою таковость.
Наивысший предел всех вещей,
за который им уже некуда двигаться, Не связан правилами и мерами: Ум, который
находится в гармонии с Путём, Является принципом тождества, в котором все деяния
– в состоянии покоя;
С нерешительностью полностью покончено, И правая
вера восстановлена в своей природной прямоте; Ничто теперь не нужно удерживать,
Нет необходимости в запоминании,
Всё предстаёт как пустота – ясная и
самопросветлённая; Больше нет грязи, нет напряжения, нет затрат энергии –
Мышление никогда не достигает этого предела, И воображение не способно его
измерить.
В высшем царстве истиной таковости Нет ни "иного", ни "я":
Если дать прямое определение, То можно сказать: "Не два". [Тат твам аси]
В не-двойственном бытии всё едино, Всё, что под ним понимается – это
Мудрость в десяти направлениях, Все они составляют эту абсолютную веру.
Эта абсолютная вера за пределами длительности и протяжённости. Одно
мгновение – десять тысяч лет; Это проявляется перед тобой во всём, Независимо от
обусловленности вещей "бытием" и "небытием".
Если внешние условия
отброшены, Бесконечно малое такое же, как и безмерное, Если объективные границы
не принимаются во внимание, Бесконечно большое такое же, как и малое.
То, что есть, не отличается от того, чего нет; То, чего нет, неотличимо
от того, что есть: Старайся не задерживаться там, Где нет такого отношения
вещей.
Одно во всём, Всё в одном – Если только это осознать,
Прекращается беспокойство о своём несовершенстве!
Истинный ум не
разделен, И нераздельное есть истинный ум – Здесь слова утрачивают силу,
Поскольку это – ни в прошлом, ни в будущем, ни в
настоящем.