Пятница, 11.07.2025, 09:15
Пространство Дзэн
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Корзина
Валюта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  •  
    Поиск
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вячеслав Языков на сервере Проза.ру

     

    РОЖДЕНИЕ ПРИНЦА

    Сердцевина буддийского учения - жизнь его основателя, поэтому невозможно понять основы буддизма, не познакомившись с биографией Будды Шакьямуни. Образу провозвестника в этой религии с самого начала отводилась первостепенная роль высшего авторитета, сходная с той, какая в христианстве или исламе отводится Священному Писанию. Однако трактовка этого образа со временем менялась. Давно отошли в прошлое те времена, когда был в моде исторический критицизм и когда выдвигались гипотезы, сводившие личность Будды к солнечному мифу или к легенде, излагающей опыт некоего йогина.


    Теперь никто не со­мневается в том, что Будда был реальной исторической личнос­тью, хотя его жизнь окружена множеством легенд и явных пре­увеличений. Основная биографическая канва его жизни может быть знакома широкой публике по фильму Б. Бертолуччи «Ма­ленький Будда», по переводу с английского поэмы Эдвина Ар­нольда «Свет Азии», по поэме Ашвагхоши «Жизнь Будды» в пе­реводе К. Д. Бальмонта и, возможно, по другим источникам.

    Об Ашвагхоше (около II в. н. э.) следует сказать несколько слов: это одно из великих индийских имен, предваривших расцвет клас­сической литературы на санскрите. Тибетская версия его биогра­фии повествует о нем как о великом мудреце: «не было вопроса, который он не мог бы решить; не было аргумента, которого он не мог бы опровергнуть; он побеждал противника так же легко, как буйный ветер, сокрушающий гнилое дерево». Ашвагхоша — автор двух известных поэм, одна из которых особенно знаменита — Буд-дхачарита, «Жизнеописание Будды». Искреннее поэтическое чув­ство сочетается в ней с изощренными образами, игрой слов, сло­весными украшениями и другими достоинствами.

    Как же рассказывают, показывают и воспринимают биографию Будды сами буддисты? В общепринятом, каноническом виде жиз­неописание Будды зачаровывает и воодушевляет уже не одно по­коление приверженцев его учения, и не только их.

    ...Однажды в полнолуние царица Махамайя, супруга царя шакьев из клана Готамов в северо-восточной части Индии, обитавшего на границе нынешних Непала и Индии, увидела необычный сон. Привиделось ей, будто прекрасный белый слон вошел в ее правый бок. Проснувшись, она рассказала об этом сне своему супругу, а тот вызвал жрецов-брахманов, которые расценили это как пред­знаменование: скоро родится у царицы великий муж. Небесные знаки — землетрясение и явление безграничного света — не замед­лили подтвердить эту догадку. И в самом деле, через положенное время царица родила сына; случилось это в саловой роще в мес­течке Лумбини (современный Непал), причем чудесным образом появившийся на свет младенец, едва родившись, издал громкий «львиный рык».

    Буддисты верят, что прежде чем явиться на земле в своем послед­нем воплощении, вероучитель многократно перерождался в разных обличиях. Этому посвящены его жизнеописания — так называемые джатаки, популярные фольклорные и мифологические сочинения, содержащие свыше полутысячи историй о прежних рождениях Буд­ды. Согласно им, жизнь исторического Будды Шакьямуни на земле была завершением его долгого духовного пути, ведущего к полному просветлению.

    В конце концов он открыл тайну, как навсегда избегнуть подоб­ных перерождений. Это случилось во время его последнего рожде­ния на земле. Перед ним Будда, пребывавший в одном из небес­ных миров, совершил пять великих рассмотрений: относительно времени, части света, места рождения, семьи и той женщины, что станет его матерью. Он выбрал то время, когда возраст людей дос­тигал 100 лет, потому что люди, живущие дольше, не поймут зако­на кармы, как и греховные люди, живущие меньше 100 лет, не смогут воспринять его учение. Затем он решил родиться в Индии, в средней ее части, в городе Капилавасту в семье кшатриев, у царя шакьев, в клане Готамов, от царя Шуддоданы и его супруги цари­цы Махамайи, выбрав для своего появления на свет полнолуние весеннего месяца вайшакха. Все произошло так, как он задумал.

    «Прямой и стройный, в разуме не шаткий», как пишет Ашвагхоша, или, скорее, К. Бальмонт, он вышел из правого бока своей ма­тери, не причинив ей никаких мучений, и сделал семь шагов, кото­рые остались сиять «как семь блестящих звезд». Его тело сверкало золотистой красотой и изливало «всюду яркий блеск». Появление царевича на свет сопровождалось чудесными знамениями:

    ...Из средоточия Небес

    Два тока снизошли воды прозрачной,

    Один был тепел, холоден другой,

    Они ему все тело освежили

    И освятили голову его.

    Не только истолкование знаков и примет не оставляло никаких сомнений в необычности явившегося в мир людей ребенка. Всем своим видом он также обещал совершенство:

    Царь повелел младенца принести. Царевича увидев, на подошвах Тех детских ног увидел колесо, Тысячекратной явлено чертою, Между бровей увидел белый серп, Меж пальцев тканевидность волоконца И, как бывает это у коня, Сокрытость тех частей, что очень тайны...

    Здесь речь идет о том, что Будда, хотя и явился в человеческом облике, но даже внешне отличался от обычных людей. Один из наи­более известных телесных знаков буддийского сверхчеловека — изоб­ражение колеса на стопах. Всего же таких знаков 32: длинные пальцы рук, широкие пятки, золотистая кожа, каждый волос завит в правую сторону, сапфироподобные глаза, пучок волос на макушке, длинный и красивый язык и т. п. Помимо этих, основных, есть еще 80 вторич­ных признаков тела Будды: ногти цвета меди, симметричные пальцы, скрытые лодыжки, ровные бока, подтянутый живот, глубокий пупок и т. п.

    Вскоре после его рождения совершили, как положено по индийс­ким обычаям, обряд наречения имени и назвали царевича Сиддхартхой, что значит «Осуществивший все намерения» или «Достигший цели». Сиддхартха Гаутама — таково было первоначально полное имя человека, известного всему миру как Будда. Сиддхартха обыч­но переводится как «Полностью достигший цели», а Гаутама — его фамильное имя. Прорицатели предрекли его отцу, царю Шуддходхане, что его сын станет царем-миродержцем, если останется в миру, а если же оставит мир и станет отшельником, то, как совершенный мудрец, создаст учение, которое просветит мир. Назвали они и при­чину, которая может заставить его сына оставить мир: четыре роко­вые встречи: со старцем, больным, мертвецом и монахом.

    Царь, нежный отец, только что потерявший жену (мать цареви­ча скончалась после родов) и не желавший терять единственного сына, решил во что бы то ни стало предотвратить предсказанные фатальные встречи и оградить дорогое дитя от всех мрачных сто­рон жизни. Специально для него он построил прекрасные дворцы посреди дивных садов, где цвели благоуханные цветы, а в прудах красовались лотосы невиданной красоты. Для каждого времени года был построен отдельный дворец, и в каждом из них предан­ные слуги спешили выполнить любое желание юного царевича. Ничто не омрачало его взор; он видел перед собой только моло­дых, здоровых и красивых людей. Его одевали в тончайшие шелка, украшали драгоценными каменьями, а слуги держали над ним зонт, чтобы царевичу не досаждали ни лучи солнца, ни капли дож­дя, ни мельчайшие пылинки.

    С 7 лет царевич начал изучать 64 искусства, в которые входили дисциплины по интеллектуальному развитию и техническому ма­стерству. Излишне говорить, что способности его были необыкно­венны и что скоро он превзошел остальных учеников.

    В 16 лет Сиддхартха женился на дочери другого царя шакьев. По индийскому обычаю, устроили сваямвару — состязание жени­хов, после которого невеста должна была выбрать одного из них. Сиддхартха затмил всех своих соперников, натянув тетиву на тя­желом луке своего предка, который другие не могли даже поднять. Так он стал мужем прекрасной Яшодхары. Все конкуренты при­знали себя побежденными, кроме царевича Девадатты, который с этого времени возненавидел Сиддхартху, поклялся его извести и позже совершил на него много злостных покушений. А молодая семья зажила счастливой жизнью. Вскоре родился сын Рахула, чье имя означает «Связь», и жизнь юной четы стала еще счастливее.

    Но вот Сиддхартхе исполнилось 29 лет, и неотвратимо прибли­жалось время предсказанных встреч. Говорят, будто эти встречи подстроили сами боги, чтобы вдохновить принца вступить на путь познания и духовного освобождения. А царю между тем привидел­ся сон, в котором он увидел Сиддхартху в облике странствующего монаха. Беспокоясь за сына, он устраивал для него один праздник за другим...

     

     

    Copyright MyCorp © 2025