Воскресенье, 19.05.2024, 16:30
Пространство Дзэн
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Корзина
Валюта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  •  
    Поиск
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вячеслав Языков на сервере Проза.ру

     

    АЛМАЗНАЯ КОЛЕСНИЦА

    Третья буддийская колесница получила название "ваджраяны", "алмазной колесницы". Слово "ваджра", сначала обозначавшее оружие древнего индийского бога Индры, громовержца ведийских мифов, в рамках буддизма чаще стало ассоциироваться с другим значением - "алмаз". Таким образом, ваджра воспринимается, с одной стороны, как образ совершенной сияющей природы пробужденного сознания, подобной несокрушимому алмазу, а с другой - указывает на само духовное пробуждение, подобное мгновенной вспышке молнии или удару грома.


    Ваджра - это еще и ритуальный предмет, символизирующий пробужденное сознание, а также великое сострадание и искусные средства, используемые для обретения духовной свободы. Ваджраяна на Западе больше известна как тантризм, или тант­рический буддизм — по названию текстов этого учения, тантр. Ее называли также «колесницей тайной Тантры» или тайным, сокро­венным учением. Слово «тантра» буквально означает «основа тка­ни», т. е. речь идет об основополагающих, базовых текстах.

    Эта разновидность буддизма зародилась в Индии и достигла пика своей популярности в IX в., заполнив собой почти весь тогдашний буддийский мир. Однако со временем сфера ее влияния сузилась и она прижилась только в Тибете, где уже с VII в. распространилась местная форма северного буддизма, соединившись с национальной религией бон. Укоренение буддизма в Тибете на «Крыше мира» свя­зано со множеством легенд. Согласно одной из них, тибетцы узнали о существовании этой религии благодаря чуду: с неба упал ларец, в котором находился текст буддийской сутры и священные предме­ты. Правители Тибета почитали их как магических помощников, благодаря которым их государство процветало, и буддизму была от­крыта широкая дорога. Легенды же связывают распространение буд­дизма с именем царя Сронцзангамбо, который взял в жены двух принцесс, дочь царя Непала и дочь китайского императора. Обе они были буддистками и привезли с собой священные тексты и предме­ты культа. Особенно ценным был дар китайской принцессы по име­ни Вэнь-Чэн — большая статуя Будды, которая до сих пор считается одной из главных святынь Тибета и хранится в монастыре Джокханг в Лхасе. Принцессы же почитаются как воплощения двух ипостасей богини Тары, Зеленой и Белой.

    Для распространения буддизма в Стране снегов немало сдела­ли также ученые и философы из Индии, проповедовавшие там свое учение. Одним из самых прославленных среди них был йо-гин и кудесник Падмасабхава, т. е. «Лотосорожденный»: он якобы родился из цветка лотоса. Он произвел большое впечатление на местных жителей демонстрацией своих магических способностей, сумев подчинить себе всех демонов и злых духов Тибета. Лотосо­рожденный покинул Тибет в волшебном иллюзорном теле, осед­лав коня и поднявшись на радугу. Китайские миссионеры также не теряли времени даром, но их попытки были менее успешными, так что Тибет в своих духовных исканиях обратился к классиче­ским индийским образцам.

    Тибетский буддизм нередко называют ламаизмом. Тибетское слово «лама» буквально означает «высший». Так называют учи­телей-наставников, а также людей, прошедших разные ступени посвящения и монашеского обучения. Как духовные наставники они играли решающую роль: без их помощи человек не мог рас­считывать на духовное освобождение. Услуги лам были неоцени­мы и в повседневной жизни. Они отмечали часы и дни рождения, освящали свадьбы и смерти. В обязанности лам входила риту­альная забота о благополучии подопечных родов и семей; они исполняли обряды для защиты людей и их собственности от злых духов. Без их благословения не начинался ни один значительный повседневный вид деятельности, например строительство дома или отгон скота на другое пастбище.

    Европейцы стали использовать термин «ламаизм» около двух веков назад, но в последнее время от него все чаще отказываются. Дело в том, что в 60-х гг. прошлого века этот термин приобрел политическую окраску после подавления антикитайского восста­ния в Тибете и бегства Далай-ламы XIV в Индию. Власти Китая подвергли репрессиям не только тибетское духовенство, но и буд­дийскую традицию и национальную культуру Тибета на том осно­вании, что ламаизм — не истинный буддизм, а его извращенная форма, и потому его не следует сохранять. Далай-лама XIV пред­ложил отказаться от употребления термина «ламаизм» и говорить о местных разновидностях северного буддизма: тибетском, мон­гольском, бурятском, тувинском, калмыцком.

    Едва ли не самая значительная фигура в нем — лама. По тради­ции, будущий буддийский монах-лама начинает приобщаться к правилам монашеского поведения очень рано, с пяти-десяти лет. Он принимает обет, состоящий из пяти заповедей, очень похожих на христианские. Каждый поступающий в монастырь мальчик про­ходит обряд посвящения, который совершает старший лама. Во время этого обряда мальчик должен ответить на сорок разных воп­росов ламы и избрать себе учителя — духовного наставника-гуру. Для ученика его учитель — живой Будда, которому он должен все­цело подчиниться. Учитель тоже совершает строгий отбор. Потом ученик совершает ритуальное омовение и обрезание волос — этот обряд знаменует его второе рождение. Он надевает монашеское платье и получает тайное имя. Это первое посвящение, рабчжу, — самое важное.

    Вторая ступень монашеского посвящения — гэцул. Его можно получить в пятнадцать-двадцать лет по особой рекомендации учи­теля. Во время этого торжественного обряда ученик принимает де­сять обетов отречения: от убийства, прелюбодеяния, стяжания, при­страстия к вину, музыке, зрелищам, пляскам и т. п. На этой ступени он может именоваться ламой и отправлять храмовые службы. Выс­шей же ступенью монашеского посвящения является звание гэлонг, его можно получить не раньше двадцати трех лет. Тогда совершает­ся еще более торжественный обряд, во время которого ученик полу­чает полный комплект монашеской одежды и утвари — все это сим­волизирует новый этап в его жизни. Отныне он должен соблюдать 253 обета монашеской дисциплины по дисциплинарному уставу. Ну, а кроме того, он может читать любые тексты: дверь к знаниям для него широко открыта.

     

     


     

    Copyright MyCorp © 2024