Среда, 08.05.2024, 05:55
Пространство Дзэн
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Корзина
Валюта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  •  
    Поиск
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вячеслав Языков на сервере Проза.ру

     


    НИРВАНА


    Буддисты не считают, что страдание является следствием нашей ущербности или связано с порочностью человеческой природы. А это значит, что оно может быть преодолено, причем собственны­ми, но обязательно сознательными усилиями человека.





    Ни Будда, ни его последователи не уповали на божью благодать или на ответный дар богов за совершенное жертвоприношение; они вообще не надеялись на какие бы то ни было потусторонниесилы. Нет, ставка была сделана только на свои собственные дей­ствия и помыслы. Ведь если когда-то их посредством человек за­пустил неподвластный ему механизм кармы, обрекающий его на страдания в круговороте мучительного сансарного бытия, то толь­ко он сам может его и остановить. Таким образом, оказывается, что в учении буддизма, по крайней мере, в его раннем, индийском варианте, не оставалось места для богов и иных мифических су­ществ, так же, как и для молитв или жертвоприношений, адресо­ванных им.


    Человек может и должен сам, своими непрестанными усилиями избавиться от гнева, алчности, ненависти и других аффектов, и са­мое главное, от ослепляющего его неведения, а тем самым — и от страдания. Чем успешнее он будет это делать, тем более возрастет его внутреннее ощущение счастья. Вот почему полное освобожде­ние от связывающих его пут, нирвана, называется высшим блажен­ством. Слово «нирвана» происходит от санскритского корня пир — «угасать», «прекращаться», «стихать»; угасать как пламя светиль­ника, когда кончается питающее его масло; прекращаться, как буря, когда стихает вызвавший ее ветер. Это то самое состояние радост­ного и возвышенного экстаза, в котором Будда пребывал семь дней после обретения им просветления. Для характеристики этого со­стояния сознания нередко используется аналогия солнца, кото­рое появляется из-за облаков: когда практикующие избавляются от неведения и заблуждения, они видят проблески состояния про­буждения.


    Ключевое понятие здесь — радость, блаженство; это один из важ­нейших факторов духовного освобождения. Радость, как и страдание, имеет много градаций. Но среди них можно выделить три основных типа. Первый — телесное здоровье, чувственное наслаждение — хоро­шо всем нам знакомо и не нуждается в пояснениях. Второй тип — ментальная радость — также доступна многим из нас; она заключает­ся в удовлетворении интеллектуальных и эмоциональных желаний и склонностей. Третий тип — наивысший — это чистая радость, свобод­ная от каких бы то ни было эгоистических интересов и индивидуаль­ных предпочтений; она превосходит все известные нам мирские пере­живания.



    С точки зрения обыденной психологии просветление Будды — состояние полной свободы от любых негативных эмоций и обрете­ние особой невыразимой полноты бытия. Это ни в коем случае не пассивное равнодушие, а духовное равновесие и полная, всеобъем лющая гармония, осуществление высшего духовного потенциала человека, выход в некую предельную реальность. Это состояние ясной безмятежности, включающее в себя мудрость, любовь и со­страдание ко всем живым существам. Считается, что оно непости­жимо для обычного рассудка. Чаще всего его характеризуют как уровень особого внеличностного бытия, и в буддийских текстах нет его описания, поскольку в нашем человеческом лексиконе нет подходящих для этого слов. Лучшими определениями нирваны считаются либо отрицательные типа «не то, не то», либо вообще молчание. Неслучайно вопросы о том, что же собой представляет нирвана, относились к числу тех, по поводу которых Будда хранил «благородное молчание». Ее можно достичь и узнать только на собственном опыте.


    В «Вопросах Милинды» мудрец говорит: «О нирване... нельзя сказать, что она порождена деянием, или причиной, или сроком, что она ставшая, или не ставшая, или породима, или прошлая, или бу­дущая, или нынешняя, или воспринимаема зрением, или восприни­маема слухом, или воспринимаема обонянием, или воспринимаема вкусом, или воспринимаема осязанием. Но нирвана... воспринимае­ма умом; ее видит истинно-делающий арийский слушатель своим очищенным знанием».


    Истина о прекращении страдания провозглашает «полное бесстра­стие и прекращение желания, отбрасывание его, отвержение его и ос­вобождение от него без привязанности к нему». Она провозглашает полное и окончательное прекращение страдания: человек может изба­виться от мучительной несоразмерности своего бытия, вступив на путь, ведущий к пробуждению, к выходу из омраченного неведением состояния собственного сознания.

    В начало стр.

    на главную стр.


     


     

    Copyright MyCorp © 2024