Вторник, 07.05.2024, 17:26
Пространство Дзэн
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Корзина
Валюта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  •  
    Поиск
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вячеслав Языков на сервере Проза.ру

     


    РАСКОЛ


    Последний приют Будда обрел в лесу под Кушинагарой. Почувствовав недомогание, он устроился на постели под кронами двух сросшихся деревьев. Он лег на правый бок, головой к северу, лицом к западу, и больше уже не вставал, но оставшиеся две ночи он посвятил наставлениям, которые торопился преподать своим ученикам, собравшимся вокруг него.





    Обращаясь к любимому учени­ку, Ананде, Будда сказал: «Ты, верно, думаешь, Ананда: "Смолкло слово Господина, нет у нас больше Учителя!". Нет, не так вам сле­дует думать. Пусть учение-дхарма и правила поведения — виная, которые я возгласил и которым наставил вас, будут вашим учите­лем после того, как меня не станет».


    Незадолго до этого Ананда, опасаясь, что Учитель вот-вот уйдет из жизни и не оставит духовного завещания, попросил его дать наставления относительно сангхи. В ответе Будды чувствуется ус­талость и даже некоторое раздражение старого и больного челове­ка: «Чего еще ждет от меня сангха? Я учил дхарме, не пропуская ничего, ибо во имя дхармы у Татхагаты не было зажатого кулака учителя, который что-то прячет от своих учеников. Если кто-то из вас думает: "Это я поведу сангху", "Сангха подчинена мне", он на­рушает мои наставления, касающиеся сангхи. Татхагата не призна­ет, что он должен вести сангху, что сангха подчинена ему. Почему, собственно, он должен наставлять о том, что касается сангхи? Я стар и дряхл, мое время прошло, я достиг пика моих дней, я приближаюсь к своему восьмидесятилетию; и подобно тому, как изношенную колесницу, о Ананда, можно держать на ходу, только если обращаться с ней осторожно, так и тело Татхагаты может дер­жаться, только если обращаться с ним осторожно».



    После этого Будда произнес свое завещание: «Будьте сами себе светильниками, в самих себе ищите прибежище, не ищите внешнего прибежища. Дхарма да будет вам светильником, дхарма да будет вам прибежищем. Не ищите опоры ни в чем, кроме самих себя». Потом Будда попросил собравшихся задавать ему любые вопросы. Трижды он обращался к монахам, но они хранили молчание. В последний раз обратился к ним Будда и сказал: «Все рожденное погибнет. Неустан­но трудитесь во имя собственного освобождения!». После этого он прошел все стадии медитации и достиг нирваны. Свершилось его «великое и полное угасание».


    В легендарных вариантах биографии Будды описываются необы­чайные знамения, сопровождавшие это событие. Деревья, вопреки сезону, неожиданно зацвели, символизируя окончательное духовное освобождение Будды. Все монахи, присутствовавшие при его уходе в нирвану, достигли просветления и стали особыми существами. Что же касается тела Будды, то его передали жителям близлежаще­го селения для совершения погребального обряда. Все, что осталось от этого ритуала, стало предметом культа для простых верующих. Монахи же получили нечто более ценное — учение-дхарму. Это раз­деление физического и духовного позже нашло отражение в пред-' ставлении о нескольких телах Будды.


    Итак, Будда не оставил преемника, не обещал никакой сверхъесте­ственной помощи или утешения своим ученикам и последователям, наставив их лишь в том, что самое надежное прибежище и самый авторитетный наставник — его учение, дхарма, и что освобождение от сансарных мук будет зависеть только от них самих. В общине не было иерархической системы во главе с авторитетным руководителем, ко­торый бы обеспечивал ее единство и неделимость. Это обстоятель­ство имело далеко идущие последствия. Оно стало одной из причин, по которым созданная Буддой община после его кончины распалась на несколько групп.


    Расколы были неизбежны: их предопределило много причин. Завещая своим ученикам быть самими себе светильниками и не искать иного прибежища, кроме дхармы, Будда не оставил после себя преемника. Сам он еще при жизни объявил приоритет своего учения, дхармы, над словом, а это означало, что его учение можно истолковывать исходя не столько из его буквы, сколько из духа, а это допускало разные интерпретации. Не будем забывать и о том, что буддийская проповедь звучала на разных индийских языках; при этом буддийское учение несколько веков существовало в уст­ной традиции, прежде чем был оформлен письменный канон. На­конец, его «размывали» многочисленные шраманско-брахманские традиции, наряду с которыми звучали проповеди Будды. Неуди­вительно, что за три-четыре века после паринирваны Будды по­явилось около 20 школ (обычно называют 18), расхождения меж­ду которыми порой были весьма значительными.


    Первый крупный раскол разделил общину на два основных тече­ния. Часть монахов настаивала на смягчении и даже отмене тех же­стких границ, которые отделяли сангху от остального общества; дру­гие же требовали их сохранения. Сторонники большего обмирщения объединились в махасаигхику, т. е. «большую общину», а консерва­торы — в тхераваду, т. е. «учение старейших». В последнее направле­ние вошла сравнительно небольшая группа «продвинутых» адептов учения, а махасангхики, т. е. «большевики», объединили большую часть монашеской сангхи и буддистов-мирян.


    Группы, на которые раскололась община, называют иногда сек­тами. Но большинство буддологов возражают против такого наи­менования. В самом деле, как можно применить термин «секта» к традиции, которая никогда не знала канонизированного авторите­та? Называть их школами тоже будет не вполне правильно: это все-таки были отдельные общины, различавшиеся, прежде всего, особенностями религиозного уклада жизни, а не серьезными докт-ринальными расхождениями. В конце концов договорились так: школами называть группы приверженцев той или иной системы толкования учения, а сектами — объединения верующих для со­вместной религиозной жизни. Школа, таким образом, может состо­ять из разных сект, а секта — разбиваться на приверженцев разных школ. Все эти местные общины, как бы мы их ни называли, понача­лу различались в толковании дисциплинарных правил для монахов, в осмыслении фигуры Будды, в своих основных социальных уста­новках. Основу и костяк буддийского движения поначалу составля­ли монахи. Монах мог принадлежать к разряду тех, кто проводит жизнь в медитации и живет затворником, удалившись от мира. Но он мог выбрать и другую стезю и стать воспитателем или учителем; художником, пишущим картины на религиозные темы; врачом, ис­целяющим недуги; астрологом, вопрошающим звезды и планеты.


    Монахи, жившие в общинах, назывались шраваками, т. е. «слу­шающими учение». Те, кто жил в полном уединении, как отшельники, стремились достичь идеала пратъека-будды, т. е. того, «кто достиг просветления посредством собственных усилий». Что же касается мирян, то считалось, что они не могли достичь высшего идеала буддизма, нирваны.


    Источник: Викепидия


     

    В начало стр.

    на главную стр.


     


     

    Copyright MyCorp © 2024