Среда, 08.05.2024, 02:02
Пространство Дзэн
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Корзина
Валюта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  •  
    Поиск
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вячеслав Языков на сервере Проза.ру

     


    БУДДИЗМ


    Буддизм - великое знание древней Индии. Буддизму принадлежит особая роль в истории всего евразийского континента, духовное пространство которого в течение последних двух тысячелетий складывалось под его влиянием. Его духом пропитаны многие культуры Востока: индийская, китайская, японская, тибетская, монгольская и др.





    Буддизм — древнейшая мировая религия, названная по имени ее основателя Будды Шакьямуни. Сами буддисты ведут отсчет време­ни ее существования с момента кончины Будды, однако мнения о годах его жизни расходятся. Согласно школам южного буддизма, он жил в 624-544 гг. до и. э. — таким образом, буддизм старше христи­анства на пять, а ислама — на двенадцать столетий. Мировой эта религия называется потому, что она не привязана к какому-то одно­му народу и легко преодолевает национальные и государственные границы. Ее может исповедовать любой вне зависимости от расы, национальности, пола и возраста: главное, чтобы человек стремился работать с собственным сознанием. Буддизму чужда всякая ограни­ченность, поскольку его стержнем является движение к духовному совершенствовании), находящееся поверх всех барьеров. Вероятно, именно поэтому, как писал отечественный буддолог Ф. II. Щербатской, эта религия «ярким пламенем живой веры горит в сердцах миллионов своих последователей... воплощает в себе высочайшие идеалы добра, любви к ближнему, духовной свободы и нравственно­го совершенства».



    Ученые спорят: можно ли считать буддизм религией? Ведь в нем нет Бога, подобного христианскому или исламскому; нет и столь мно­гочисленных богов, как в индуизме, главной религии Индии, где заро­дился и буддизм. Нет в нем и церкви, посредницы между Богом и людьми, как нет и представлений о душе и ее бессмертии, свойствен­ных большинству религий. Буддизм никогда не нуждайся в инквизи­ции. В его контексте невозможно представить себе ситуацию отрече­ния Галилея, отлучения Спинозы или сожжения Джордано Бруно Наконец, эта религия не грозит вечными адскими муками, но и не сулит райского блаженства или спасения на небесах, а обещает нирва­ну -- ничто, небытие, или, иными словами, осуществление высшего духовного потенциала человека. Неудивительно, что для многих за­падных людей буддизм кажется странным отклонением от самого по­нятия религии, образцом которой для многих служит христианство.


    Этот взгляд выразил буддолог XIX в. Б. Септ-Илер: «Единственная, но зато огромная услуга, которую может оказать буддизм, состоит в том, чтобы своим грустным контрастом подать нам повод еще более ценить неоценимое достоинство нашей веры».


    Однако сейчас взгляд на буддизм изменился. Многие его черты оказались созвучны современной культуре Запада. Идеями дзэн-буд­дизма увлекались писатели Дж. Дэвид Сэлинджер и Дж. Керуак, художники Винсент Ван Гог и Анри Матисс, композиторы Густав Матер и Джон Кейдж. Признаки его влияния заметны и в спорте, и в искусстве составления букетов, и в церемонии чаепития. Некото­рые западные ученые вообще считают, что дзэн-буддизм — символ культуры нашего времени и что в нем можно обнаружить истоки таких важнейших идей современности, как теория относительности, теория вероятности, понятие моделирования, физико-математиче­ские категории функции и поля.


    Пожалуй, современному человеку ближе всего восприятие буд­дизма как науки, причем самой настоящей науки о человеке. Веро­ятно, именно в таком качестве он и возник, вся религиозная атри­бутика появилась позже. В самом деле, Будда действовал и вел себя как ученый-экспериментатор, без всяких скидок на те дале­кие времена. Но материалом, объектом и инструментом его иссле­дования служили не внешние предметы и не абстрактные интел­лектуальные построения, а наблюдающий и исследующий сам себя ум. Основатель нового учения обрел истинную, не показную и не книжную мудрость не при штудировании пыльных научных фо­лиантов, не в беседах с учеными мужами и не в самоистязании. Нет, он достиг ее в простой тишине погруженности в себя, в свои собственные глубины — путь вовсе не сверхъестественный и дос­тупный каждому из нас. Результатом оказалось великое чудо про­зрения, обновления сознания, осмысленность каждого мгновения жизни, духовное благородство, гармония с окружающим миром. Таким образом, Будда не навязывал догм, принципов, ритуалов, духовных практик. Он учил нас смотреть на мир чистыми глазами и верить самим себе, своему собственному опыту. Это и составляет главное ядро его учения, его открытие и подвиг его жизни.


    По преданию, жители одного из селений спросили однажды у Будды, как среди множества религиозных учителей выделить тех, кто достоин доверия и веры. Будда ответил, что никому нельзя слепо верить — ни родителям, ни книгам, ни учителям, ни тради­циям, ни ему, Будде. Нужно пристально всматриваться в собственный опыт и наблюдать, какие вещи ведут к большей ненависти, алчности, гневу. От этих вещей нужно уходить, а культивировать те, которые ведут к большей любви и мудрости.


    В буддизме не играет особенной роли и вера в самого Будду. С точки зрения буддистов, в прошлом уже было множество будд и в будущем их также будет немало. В некоторых течениях буддисты больше чтят не Шакьямуни, а других будд, например в Японии для амидаистов самым главным является культ Будды Амиды.


    Этика буддизма также не уникальна, хотя заповедь «Не убий!» была сформулирована в ней задолго до современных религий. В сво­их главных принципах она созвучна многим современным философ­ским этикам, религиям и, наконец, обычной гуманности отношений между людьми. Но буддизм не ограничивается этикой; он идет даль­ше, дополняя благие абстрактные призывы, редко работающие в ре­альной жизни, конкретными и вполне действенными практиками духовного самосовершенствования. Медитационный метод, предла­гаемый им, естественен, как само дыхание, и полезен всем хотя бы потому, что приносит, по меньшей мере, здоровье и счастье, а в ко­нечном итоге — жизнь на другом, более высоком духовном уровне. Он затрагивает глубинные психофизиологические механизмы чело­века, что, конечно, менее заметно, но более действенно, чем полити­ческие, социальные или даже иные религиозные акции, имеющие . дело с большими массами людей. Наконец, буддизм заставляет при­знать, что мир существует не только снаружи. Совершенно особый, захватывающе бездонный мир таится и у каждого из нас внутри, и нет более интересного путешествия, чем погружаться в его глубины и переживать чудо этого таинственного мира и своего существования. Мудрость, Сила, Любовь — вот что может стать итогом подоб­ных внутренних путешествий и занятий. Разве это не настоящий прогресс человечества? Не считать же проявлениями такового тех­нологические достижения и сугубо количественное наращивание грязных энергий, то и дело приводящих наш мир к катастрофам! Случайно ли буддизм стал всеазиатской религией? Он достиг пика своего развития в IX в., когда под его влиянием находилась значительная часть Азии и прилегающих островов. Тогда буддизм оказывал весьма заметное влияние на другие религии этого конти­нента: индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии, бон в Тибете, шаманство в Центральной Азии. Влияние было взаим­ным: все эти национальные религии не только воспринимали мно­гие буддийские идеи, но и сами изменили буддизм. Однако после IX в. он пережил упадок в Индии. К XII в. буддизм был вытеснен за ее пределы, но продолжалось его победное шествие по странам Азии, которое началось еще до новой эры.



    И сейчас большинство народов азиатского континента испове­дует буддизм и воспринимает его как истинную религию. Большая часть его приверженцев живет в Южной, Юго-Восточной и Вос­точной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Тибете, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе. В конце XIX — начале XX в. буддизм перешагнул за пределы Азии; его последователи появились в странах Европы и Америки. Во Франции и в Германии он стал третьей по распро­странению религией после христианства и ислама. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют в Бурятии, Калмыкии, Туве, а также в Читинской и Иркутской областях; буддийские общины существуют также в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых дру­гих городах.


    Удивительно пластичный, буддизм принимает разные формы в зависимости от того, в какой стране он распространен: в Японии он соединяется с национальными синтоистскими верованиями, в Ки­тае — говорит со своими приверженцами на языке китайской куль­туры, а в Шри-Ланке пронизывает сингальскую культуру. Кстати, точное количество буддистов назвать невозможно, поскольку Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последова­телям почитать их. Нет, он только предупреждал, что почитание богов может принести временное облегчение, но мало помогает в деле полного духовного освобождения от мучительных тягот мир­ской жизни. Поэтому приводимое обычно число сторонников буд­дизма — около 400 миллионов — весьма условно.

     

    В начало стр.

    на главную стр.

     

    Copyright MyCorp © 2024